Автобиография — документ, содержащий письменный рассказ человека о своей жизни, написанный им собственноручно. Некоторые частные компании и государственные органы требуют написание автобиографии от кандидата при зачислении в свой штат. Как правильно написать, для чего она нужна и законны ли требования, узнаете далее.
Для чего нужна автобиография
Пожалуй самая первая мысль у кандидата когда он узнает о необходимости написать автобиографию звучит примерно так: «А зачем писать автобиографию, если все мои данные есть в резюме?». И действительно, так ли важен и нужен этот документ? Давайте разбираться.
Автобиографическое повествование сотрудника может быть весьма полезным для формирования общего представления о личности человека, его грамотности и способности к структурированному и качественному изложению своих мыслей.
Эти качества безусловно являются очень важными в большом количестве профессий и на многих должностях, особенно руководящих и организационных. Согласитесь, довольно сложно представить себе хорошего организатора, если он не может о себе грамотно и подробно рассказать.
Безусловно, для позиций рабочих профессий большого смысла и обоснованности в этом документе нет. Но, если вы претендуете на управленческие посты – не стоит сильно удивляться просьбе написать автобиографию.
В крупных компаниях автобиографию могут изучить не только кадровые работники, но и сотрудники службы безопасности или психологи. На основании чего могут сделать свои заключения о новом сотруднике. Поэтому лучше не пренебрегать качеством изложения своего жизненного пути.
Автобиография может входить в список документов для формирования личного дела сотрудника.
Как написать автобиографию и какие данные указывать
При написании автобиографии наибольшую сложность составляет определение структуры текста или, попросту — о чем писать? Поэтому самым простым способом будет прочитать образец чужого документа. Однако он может не отражать всех этапов вашего опыта.
Лучшим способом будет воспользоваться нашей инструкцией, развернутые ответы на вопросы которой позволят вам составить свою автобиографию без особых хлопот.
Первым делом необходимо озаглавить документ. Для этого в верхней центральной части пишем «Автобиография». Точка в конце не ставится.
Далее, с новой строки, пишем основной текст биографии. Его можно условно разделить на несколько разделов:
- Вводная часть. Здесь указываем свое ФИО полностью, дату и место рождения, семейное положение.
- Состав семьи. Перечисляем ФИО и даты рождения своих родителей, супруга(и), детей.
- Образование. Перечисление учебных заведений в хронологическом порядке (школа, университет, курсы). При наличии достижений в процессе обучения, указиваем и их. Например, сертификаты, гранты или медали.
- Служба в армии. Отмечаем когда и на какой срок были призваны в вооруженные силы.
- Профессиональная деятельность. В этом разделе в хронологическом порядке перечисляем все места работы с датой приема и увольнения. Для каждого из них указываем занимаемую должность (совмещение должностей, переводы и повышения), основные функции и обязанности, достижения (имеющие важную роль по вашему мнению).
- Дополнительные сведения о себе. Здесь рассказываем о наличии пройденных дополнительных курсов повышения квалификации, языковых навыках, уровне владения компьютером. Не лишним будет и указание личных достижений (награды, участие в общественной деятельности, волонтерство), наличие водительского удостоверения, судимости.
- Увлечения и хобби. Кратко можно изложить чем вы увлекаетесь и как проводите свободное время.
- Заключение. Указываем дату, фамилию и инициалы, подпись.
Возможно в этой инструкции указаны не все нюансы, подходящие вашей профессии, и вы сможете добавить важные пункты. Однако она может послужить основой для подробного и качественного написания своей автобиографии.
Совет: Не стоит слишком подробно расписывать детали, указывайте только действительно важные вещи о себе и карьере. И не используйте слишком сложные предложения — это делает текст сложным для восприятия и понимания.
Автобиография при приеме на госслужбу
При поступлении на работу в государственные органы также необходимо написать автобиографию, которая входит в Перечень документов, необходимых для ведения личного дела государственного служащего (Приказ). Вероятней всего вам будет выдан специальный образец или бланк, в котором будет указано какие именно сведения необходимо указать при написании.
За пример можно взять бланк автобиографии Акимата Акжаикского района, следующего содержания:
«Автобиография исполняется без помарок и исправлений в хронологической последовательности собственноручно проверяемым лицом чернилами фиолетового или черного цвета с обязательным указанием следующих сведений:
- Ваша фамилия, имя, отчество (при наличии), дата (число, месяц, год) и место (село, район, город, область) рождения, гражданство;
- населенные пункты где Вы проживали, с указанием точных адресов и периодов жительства;
- когда, где и в каких средних специальных, средних технических, высших учебных заведениях Вы учились, номера (наименование) групп, факультетов, полученная специальность по образованию. При наличии документа об образовании, выданного зарубежными учебными учреждениями, укажите сведения о признании или нострификации Вашего диплома;
- когда и каким департаментом (управлением, отделом) по делам обороны Вы призывались на воинскую службу; укажите сведения о прохождении службы в учебных заведениях; службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан или других стран Содружества независимых государств; род войск; воинскую специальность; должность; места дислокации и номера воинских частей; дату увольнения в запас; постановку на учет в военкомате, его наименование;
- трудовая деятельность: укажите местонахождение, адрес и точное юридическое наименование всех предприятий и государственных учреждений где Вы работали, время работы, занимаемая должность, основание увольнения либо перевода;
- семейное положение: когда вступили в брак; фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения, место рождения, национальность, гражданство супруги (супруга) (фамилия указывается до и после брака); если вступили в брак вторично укажите подробные сведения бывшего (-ей) супруга (супруги), номер и дата свидетельства о расторжении брака, где, когда, кем выдано;
- если Вы и Ваши супруг (супруга) или близкие родственники (отец, мать, полнородные братья, сестра и дети) изменяли фамилию, имя, отчество (при наличии) укажите их прежние фамилию, имя, отчество (при наличии);
- выезжал ли Вы и Ваши супруг (супруга) или близкие родственники (отец, мать, полнородные братья, сестра и дети) за пределы Республики Казахстан (где, когда, с какой целью);
- имеются ли у Вас или супруга (супруги), близкие родственники проживающие за пределами Республики Казахстан, или которые ранее проживали за границей, в том числе в странах Содружества независимых государств (кто, в какой стране, степень родства);
- состоял ли кто-либо из Ваших близких родственников или супруга (супруги) в иностранном гражданстве или подданстве (фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства); когда и с кем из вышеперечисленных лиц Вы или супруг (супруга) или их родственники поддерживали контакты (письменные или иные связи, в т.ч. через глобальную сеть Интернет);
- имеется ли у Вас или супруга (супруги), а также близких родственников (отец, мать, полнородные братья, сестра и дети) судимость;
- возбуждались ли в отношении Вас или супруга (супруги), а также близких родственников (отец, мать, полнородные братья и сестра, дети) уголовные дела, которые в последствии были прекращенных органом уголовного преследования или судом, либо отказаны в возбуждении уголовного дела органом уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
- привлекались ли Вы к ответственности за совершение административных, либо коррупционных правонарушений;
- увольняли ли Вас с государственной службы по отрицательным мотивам;
- Ваше место работы и должность в настоящее время, место фактического проживания и прописки (при наличии).»
Как видим, для госслужбы важны еще и сведения о проживающих родственниках за границей и возможных коррупционных и уголовных преступлениях.
Имеет ли работодатель право требовать автобиографию
Для правовой оценки требований работодателя обратимся к Трудовому Кодексу Республики Казахстан, в частности к Статье 32, где указан список документов, необходимых для заключения трудового договора. Там присутствует:
- Удостоверение личности (свидетельство о рождении для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста) или удостоверение кандаса;
- Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан или удостоверение лица без гражданства (для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан) либо удостоверение беженца;
- Документ об образовании и (или) документ о признании профессиональной квалификации — Диплом;
- Документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж) — Трудовая книжка;
- Документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования — Справка 075у;
- Для некоторых сфер деятельности сведения о совершении (отсутствии) уголовного правонарушения — Справка о несудимости;
- Для субъектов квазигосударственного сектора, сведения о совершении коррупционного преступления;
- Справка с места работы при устройсве на работу по совместительству;
- Иные документы в отношении иностранных работников, утвержденные Правительством РК.
Как видим, автобиография в списке требований ТК не указана. Соответственно законных требований требовать этот документ у работодателя нет и вы вправе от этого отказаться.
Однако законодательство и не запрещает запрашивать автобиографию как часть документов для трудоустройства, особенно для работы на государственной службе или в крупных компаниях. Тем не менее, работодатель не имеет права требовать избыточной или частной информации, не связанной с профессиональной деятельностью.
А если просьба написать биографию не составляет для вас проблемы и не призвана раскрыть чувствительные данные, способные кому-либо навредить, то лучше все-таки такой документ составить.
Заключение.
Правильно и грамотно написанная автобиография может стать важным элементом при устройстве на работу, поступлении в учебное заведение или получении гражданства. Она помогает продемонстрировать не только основные этапы биографии, но и ключевые качества, такие как умение четко излагать мысли и структурировать информацию.
Внимательное отношение к языку, стилю и деталям при написании автобиографии помогает создать о себе положительное впечатление, отражая ответственность и уважение к потенциальному работодателю.